Сделать стартовой Добавить в избранное
 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЛЕНТИНА КУКЛЕВА


САЙТ О ВРЕМЕНАХ И ЗНАКАХ
Панель управления
логин :  
пароль :  
   
   
Регистрация
Напомнить пароль?
   
Семантическая энциклопедия Валентина Куклева » ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ » КОНЬ
Навигация по сайту
О сайте
Актуальные новости
Блог Хюбриса
Виды календарей
Визуальное мышление
Всё о книге
Другие люди
Книга Зелинского
Культурология
Лаборатория культуры
Мелос
Мистерия
Профетическое знание
Путеводитель по Москве
Работа с временем
Свобода
Симвология
Сотериология
Структурное знание
Фронезис
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ
Энциклопедия
эзотерической жизни
Расширенный поиск
Популярные статьи
Облако тегов
абстрактное искусство, алеф, Алистер Кроули, альфа, анима, апокалиптика, Березина, большие проекты, брендование, видео, визуальное мышление, время, другие люди, Дугин, живой календарь, здоровье, идентификация, календари, календарь, коучинг, маркетинг, мелоделамация, методология, неоевразийство, осознанность, Путеводитель по Москве, работа с временем, религия актеров, самоисцеление, Сатья Саи Баба, семинары, символический, символы, синэргия, современная музыка, стилистика текста, стихи, творчество, трансгуманизм, часы

Показать все теги
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ : КОНЬ
 

 

КОНЬ

Является основным архетипом-символом, вошедшим в цивилизацию человечества.

 

КОНЬВ русском языке от корневого слова «конь» производятся такие слова как «кон», «икона», «исконный». Но чтобы понять такое выражение как «Конь не валялся», посмотрим, что это словосочетание  означает в словаре В.И. Даля: «Знать, там и умереть, где конь валялся. У нас еще и конь не валялся, еще дело и не начато».

 

Посмотрим, как символ коня разыгрывается в других культурах.

 

Четыре коня Апокалипсиса - эсхатологический мотив. В Древней Греции лошадь была посвящена Приапу. Следы конских копыт были знаками, дарующими плодородие, отсюда в поздние времена эту функцию стали исполнять подковы, которые подвешивали над дверью.

 

Лошади - символы ветра, который в свою очередь - атрибут женской символики. На коне скачет китайский бог ветра Вайю, отражающий мужской аспект  - ян.

 

В германских сагах под ветром разгуливающий дикий охотник похищал и преследовал девушек. Дикие местности часто берут свои названия от имен лошадей. В восточно-славянском фольклоре есть мотив дикой охоты и дикого всадника. Души умерших скачут с королем Стахом (белорус. фольклор). Это связано с календарной символикой, с днем Бартоломео или Барелотту, Здесь конь выражает земные и хтонические темы.

Лошадь  имеет значение огня и света. У одного поэта  мусульманского ренессанса есть строчка:

«Примчались кони рассвета в один сияющий день»

 

Примером этой темы являются огненные кони Гелиоса в эллинистической культуре. Здесь мы видим пример перехода земляного в солнечные ипостаси. Сверкающий конь является символом возвышенного духа.

 

Легенда приписывает Лошади свойства психологические присущие бессознательному человека, что выражено в метафоре Кентавра. Верх - сознание  человека, нижняя часть – бессознательное, животное.

 

Лошадь обладает даром ясновидения и сверхъестественного слуха, дар проводника, выводит заблудившихся на верную дорогу. Дар прорицания. В Илиаде лошадь произносит  зловещую речь - слышит слова, произносимые покойником, которые люди не слышат, когда его везут хоронить. Конь с человеческими ногами предсказывает Цезарю, что он завоюет мир.

 

В русском фольклоре – «Сивка-бурка, вещая каурка» -  волшебный конь, магический инструмент преображения. Пройдя из одного уха волшебного коня в другое, неказистый младший брат (Иван-дурак) чудесно преображается и становится красавцем-богатырём.

Буцефал, по-гречески «бычачья голова» конь Александра, Олицетворение  преданности и надёжности. Он служил Александру 30 лет, пройдя с ним всю Среднюю Азию,  и умер на реке  Гидаспе в Индии, Александр назвал в его память   построенный  там город — Буцефала.

 

Пегас - источник вдохновенья. Поль Валерии описал лошадь как «воздушную танцовщицу, которая ступает кончиками копыт, лёгким шагом приближаясь к сиянию солнца, паря под своим наездником».

 

Крылатый конь Пегас  крылат не только в иносказательном смысле, не только  символ поэтического вдохновения, он действительно крылат  и взлетает выше чудовищной химеры, однако  имеет связь с низменными инстинктами и происходит от любви Посейдона и Медузы Горгоны или из земли, орошённой кровью Медузы.

 

Поэтическое вдохновение обладает  не только реальностью, оно  становится сверхреальностью. В ведических преданиях жертвенный конь символизирует космос.

 

Тема метаморфоз  опробована на символе коня и его аналога осла - (золотой осел Апулея символизация чувственности),  Фелира, любовница Сатурна превращается в коня.

 

Осёл является иммагинативным образом физического тела человека. Недаром такой мистик как Гурджиев часто применял этот образ в контексте своих изысканий, ведь звериная символика дана, чтобы рассматривать геральдику добра и зла и узнавать, как подняться выше человеку и осознать, что несходство тоже построено на законе. Но, однако, осел золоту предпочитает солому.

 

Иисус въехал в Иерусалим на осле. На спине осла есть отпечаток креста. В Гномологии Фаллера Томаса написано, что тот, кто скроен ослом, не превратить в комнатную собаку. Ass Was never lut out  for lop-dog.

 

Образы коня у скандинавов связаны со сменой ритмики суток. Конь-ночь мчится впереди с темной гривой, конь-утро - с него падает пена, покрывая землю первой росой. Конь-день - у него светлая грива, которая озаряет землю и воздух. Конь легко переходит из ночи в день и из дня в ночь, связывая эти противоположности.

В Упанишадах конь выражен не только через ритуал жертвоприношения, но и через принцип симультанного соотнесения. Туловище - год, времена года - другие части тела, суставы - месяцы и полумесяцы, ноги - день и ночь.

 

С  древнейшим образом коня отождествляла себя и Русь “Куда ты несешься Русь”. Один из древних славянских богов  - Полкан (полконя и полчеловека). Игрушку  Полкана дарили тем, кому желали силу коня и ум мужчины.

 

Деревянный дом севера строился конем. Верхний контур  двухскатного фронтона дома представлял небосвод, по которому вращалось солнце, в своем ежедневном движении от востока к западу, через священную точку полдня на полотенце под коньком. Соединение колесовидного солнца с фигурой коня над кровлей подчеркивало динамизм строения, по которому светило ежедневно совершало свой путь от одного нижнего конца кровли вверх к щипцу, к коньку и далее вниз к другому нижнему концу кровли.

 

Конь также знак войны и победы полководца. Демонстрирует власть над войском. Недаром считалось, что въехать в город на белом коне, значит одержать реальную победу. Многие парады проходили с главнокомандующим на белом коне, который гарцует перед войском. Русский небесный воин Георгий Победоносец тоже на белом коне, поражающий Змея. Здесь в паре со змеем конь представлен позитивным началом, а образ змея несёт отрицательное значение.

 

Город Карфаген построен по предсказанию оракула там, где будет найдена конская голова. На эмблематическом уровне прыгающий конь означает Испанию или Пегаса.

 

Критская Рея изображалась с лошадиной головой. Ночная кобыла превращалась в трехликую богиню- Музу: размышления, память и песня.

 

Троянский конь - символ скрытности и коварства. Отсюда может выражение “ход конем”. По совету хитроумного Одиссея мастер Эпей строит огромного деревянного коня, внутрь которого забирается отряд. Синон убеждает троянцев ввести в город коня, чтобы нанести удар Афине. Ночью , вышедшие из чрева коня греки, открывают ворота. Отсюда начинается победа над ахейцами.

 

В Комарге, часть района Прованса,  предпочитали белых лошадей и почитали их, потому что здесь сублимирован белый цвет как символ возвышенного коня, на котором скачут святые герои, победившие духом.

 

В Индии у Калки-аватара  есть конь, который возвращается  как белый конь. Мухамеда ожидали на белом. Будда отправляется по Великому Пути на белом коне, который без него может представлять самого Будду.

 

Конь выражает не только небо, но и  его противоположность – подземные хтонические пространства.  В погребальной процессии в катафалк всегда впряжена лошадь.

Хромая лошадь – знак аварийности и человек, обладающий чувствительностью к знакам, десять раз подумает, прежде чем войти в помещение с таким названием…

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


Ключевые теги: символы
 
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 
   
 
 (голосов: 0)
Комментарии (0)  Распечатать