Сделать стартовой Добавить в избранное
 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЛЕНТИНА КУКЛЕВА


САЙТ О ВРЕМЕНАХ И ЗНАКАХ
Панель управления
логин :  
пароль :  
   
   
Регистрация
Напомнить пароль?
   
Семантическая энциклопедия Валентина Куклева » ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ » Год дракона
Навигация по сайту
О сайте
Актуальные новости
Блог Хюбриса
Виды календарей
Визуальное мышление
Всё о книге
Другие люди
Книга Зелинского
Культурология
Лаборатория культуры
Мелос
Мистерия
Профетическое знание
Путеводитель по Москве
Работа с временем
Свобода
Симвология
Сотериология
Структурное знание
Фронезис
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ
Энциклопедия
эзотерической жизни
Расширенный поиск
Популярные статьи
Облако тегов
абстрактное искусство, алеф, альфа, анима, апокалиптика, Березина, большие проекты, брендование, видео, визуальное мышление, время, другие люди, Дугин, живой календарь, здоровье, идентификация, календари, коучинг, маркетинг, мелоделамация, методология, неоевразийство, осознанность, петух, Путеводитель по Москве, работа с временем, религия актеров, самоисцеление, Сатья Саи Баба, семинары, символический, символы, синэргия, современная музыка, стилистика текста, стихи, творчество, трансгуманизм, футур полюс, часы

Показать все теги
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ : Год дракона
 

 

Год дракона

 

На востоке, а 2012 год по восточному календарю год Чёрного водяного Дракона, символ бдительности и безопасности. Как считали в Китае, драконы могут себя уменьшать до размера гусеницы и увеличивать до невероятных размеров. А струи воды древними считались живыми.

 

На Западе Дракон или драгон — часто производят от греческого derkien "видящий». Мифологическое чудовище и символическая фигура, которую можно обнаружить в большинстве культур мира. Имеет положительную и отрицательную атрибутику.

 

По своему облику представляет собой объединение черт и характеристик различных животных, особенно агрессивных и опасных, таких как крокодил, змея, лев, хищная птица, а также доисторических животных, таких как допотопные ящеры. Известны разные изображения д. Как крылатый змей он живет в воздухе и в воде, у него огромные челюсти. Как наземное животное, он похож на динозавра, его челюсти малы, у него огромный мощный хвост. Его наделяют способностью летать и питаться кровью животных и людей.

 

Как земноводное животное дракон известен на Востоке и на Западе. Известно также изображение дракона с головой красивой женщины с длинными волосами, такой дракон известен из шумерской концепции животного как "врага". В то же время д. появляется восседающим на троне подобно божествам, например, у финикийцев и саксов, а также на штандартах и знаменах китайской Манчжурской династии и на флагах уэлсов.

 

Во многих религиях олицетворяет злые первичные силы.  Главный атрибут — всевидение и неусыпный контроль. Другие важнейшие характеристики — сила и скорость.

 

В Вавилонских древностях к нему обращаются как к «чешуйчатому» и на многих геммах его связывают с Тиамат, с морем. Иногда как ипостась змея - символ мудрости, бессмертия и вечного возрождения. Иерофанты Египта и Вавилона именовали себя «сынами Дракона». В индуизме и таоизме дракон является могущественным духовным существом, способным наградить бессмертием. В китайской мифологии д. обозначается иероглифом Рю, который служит, с одной стороны, знаком мощи и величия, а с другой стороны, является собственным именем д. Пятый знак китайского горос­копа, соотносится со знаком Льва. В Китае и Японии - приносит удачу и разгоняет демонов. Будучи связанным с водой, ассоциируется с плодородием и с принципом инь. В активном проявлении это мужской принцип ян и является проводником сил неба. Дракон является эмблемой Тибета.

 

В мифе об аргонавтах Ясон на двух изрыгающих пламя быках вспахивает поле Ареса и засевает его зубами дракона. Из этих зубов вырастают многочисленные воины огромного роста.

 

Вообще в странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока и прежде всего в китайской, корейской и японской мифологиях д. символизирует не отрицательные, а положительные качества, являясь символом величия, силы. Однако в большинстве коннотаций д. появляется в значении первобытного врага, сражение с которым является высшим испытанием и подвигом. Индра, Аполлон, Зевс, Кадм, Персей, Зигфрид, св. Георгий — победители д. Типичный д. означает преодоление и сублимацию греха и потому он имеет значение "побежденного д.", который после своего поражения покоряется Св. Георгию. На уровне снятия антиномий, "побежденный д." становится солнечным богом.

 

Согласно Блаватской, Бэл и Дракон, Аполлон и Пифон, Озирис и Тифон (или Сет), Св. Георгий и дракон уподобляются и «представляют одно и то же» как укрощенная низшая природа, подчиненная высшему принципу. Как демиург производит воды первичного творения или мировое яйцо. Его противник - тигр. В античном мире воспринимался как воплощение четырех элементов и как носитель первичной энергии в материальном мире. Объединяя воду (хвост змея) с воздухом (крылья птицы, дыхание жизни), он представляет воплощенные в одно дух и материю. Его положительный аспект представлялся способным оживить землю путем дракона - символическими артериями, через которые течет земная энергия. С победой христианства, дракон на Западе стал олицетворением хтонических энергий и сил хаоса, разрушительных энергий и зла, в которое погружен мир материи. На Востоке негативный аспект дракона проявляется как символ примитивного животного, живущего внутри человека и способного свести его к уровню животного. Дракон, восстающий из моря был положительным знаком и ассоциировался на Востоке с ученостью и творческим умом. На Западе он известен также как знак мира эмоций и подсознания, символ глубины подсознательного и странных неожиданных глубинных энергий, возникающих на поверхности. В христианстве святые покровители рыцарства — св. Георгий и св. архангел Михаил — изображаются убивающими д. На картинах эпохи Возрождения. Д. используется как символ бедствия или болезни, постигших как страну, так и человека. Во Франции д. нередко отождествляли с великаном-людоедом. ., В Библии дракон, подобно Левиафану представляет силы хаоса. Упоминания о д. имеются в Библии (Даниил XIV, 22, 27; Михей 1, 8; Иеремия XIV,66; Исайя XXXIV, 13 и XL-Ill, 20; Откровение XII, 3,7), а также у Плиния (VIII, 12), Галена и Паскаля (De Coronis, 12). Среди характеристик, которые эти авторы приписывают д., особенно интересны следующие: он обладает громадной силой и остротой зрения, он всегда бодрствует. Он наделен функцией, противоположной тому значению стража храмов и сокровищ, которая принадлежит грифону, превратившемуся в аллегорию пророчества и мудрости. Иногда д. изображен с несколькими головами, и его символизм обретает агрессивные и инволютивные черты, усиливающиеся по мере увеличения их количества. "И другое знамение явилось на небе: вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем" (Откровение, XII, 3). В других случаях изображения д. используются на эмблемах в виде змея, кусающего свой хвост, гностический Уроборос, символ всех циклических процессов и в частности времени. Д. изображается и в алхимических трактатах; так несколько д., сражающихся друг с другом, иллюстрируют состояние putrefactio (разделение элементов или психическую дезинтеграцию). Крылатый д. представляет изменчивый элемент, в то время как бескрылый д. представляет нечто устойчивое.

 

В Китае, где изображение дракона было эмблемой императорской власти, д. с пятью когтями был среди орнаментов и украшений императора. Придворные имели право носить д. только с четырьмя и меньше когтями. Тип китайского имперского дракона с пятью когтями, возвышающегося над драконом с четырьмя когтями, представляет духовную силу, явленную в лице императора, господствующей над силами материи - четыре элемента. Кроме того, д. как и змея являются символами, означающими "ритмическую жизнь". Фрезер пишет, что китайцы для того, чтобы вызвать дождь, делают большого д. из дерева и бумаги, но если дождя нет, они его уничтожают.

 

Ассоциативный ряд д.\молния\ дождь\ плодородие очень типичен в архаических китайских текстах; по этой причине д. становится связующим звеном между "верхними водами" и землей. Выражение "земля соединяется с д." означает, что идет дождь. Д. является посредником между противоположными космическими силами, ассоциируемыми с характеристиками трехуровнего символизма: высшего уровня духовности, среднего уровня феноменальной жизни и низшего уровня природных и хтонических сил.

 

Древние китайские изображения д. напоминают лошадь. В эзотерической китайской мысли в изображении д. очень важен символизм цвета: красный д. — страж мудрости; белый д. — лунный д. Китайский потерянный рай населен "драконами мудрости" и из озера драконов берут начало четыре мировые реки. Нил, Инд, Ганг и Оке. В Средние века на Западе д. изображались с шеей и ногами орла, телом огромного змея, крыльями летучей мыши и хвостом, заканчивающимся стрелой. Согласно Пиоббу, это означает соединение в его фигуре соответствующих значений: орел означает небесный потенциал, змея — тайные подземные характеристики, крылья — интеллектуальную возвышенность, хвост в виде знака зодиакального Льва — подчинение рассудку. Современная психология определяет д. как что-то ужасное, что необходимо преодолеть. Юнг утверждает, что д. является образом матери (т. е. материнского начала или бессознательного) и что он выражает отвращение к инцесту и страх его совершения. Юнг также предполагает, что д. означает зло. Также в психоаналитической традиции К.Юнга  Дракон означает воображение.

 

Иудейская эзотерическая традиция настаивает на том, что самое глубокое значение тайны д. не поддается разгадке (рабби Симеон бен Иохай). Д. гностиков — это "путь через множественность"; согласно псевдо-Демокриту, он ассоциируется с хаосом ("Хаос или Дух это ужасный д., который побеждает все") и распадом ("д. — это разложение тела"). Юлиус Эвола пишет о герметическом ряде разложения, используя следующие термины: яд, гадюка, универсальный растворитель, философский уксус. Они несут в себе потенциал недифференцированного или решенного. Согласно Эволе, д. и бык — животные, побежденные героями, уподобляемыми солнцу (Митра, Аполлон, Гор, Геракл, Ясон, Зигфрид). Исходя из ассоциаций "женщина — д.", "ртуть — вода", "зеленый — неперевариваемое", Эвола делает вывод: "если д. вновь появляется в "цитадели Философов", это все еще д., который должен быть побежден и убит, д., который сам себя пожирает, это Меркурий как образ жгучих голода и жажды или слепой импульс наслаждения". Другими словами, д. — это Природа, порабощенная и завоеванная Природой, или тайна лунного мира изменений и становлений в противоположность миру неизменному, управляемому Ураном. Яков Беме в "De Signature rerum" соответственно определяет д. как волю, которая страстно желает и не имеет ничего подходящего, чтобы удовлетворить это желание, кроме себя самой, как "способность голода накормить себя".

 

В России д. отождествляется со змеем как эмблемой дьявола, сатаны, злыми силами ада и, в частности, считается эмблемой сил, противостоящих Руси (св. Геогрий Победоносец — покровитель России, поражающий д.) А.Н. Афанасьев ассоциирует д. со змеем Горынычем, змеиным царем, молнией (огненный змей), зверем-змиякой Перуном, горой, героем-богатырем (Тугарин Змеевич и Буря-богатырь) и т.п. Д. может быть также в  ипостаси Кощея Бессмертного, где смерть прячется и скрывается как в матрёшке.

 

Также в русской традиции дракон широко представлен такими образами:

 

  • чудо-юдо из русской народной сказки является аналогом греческой Гидры;
  • змей, которого утопил Никита Кожемяка;
  • в старославянских сказаниях упоминаются семиглавые драконы.

 

Иллюстрации Гюстава Доре к Библии

 

иллюстрация Гюстава Доре к Библии

 

иллюстрация Гюстава Доре к Библии

 

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


Ключевые теги: символы
 
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 
   
 
 (голосов: 2)
Комментарии (0)  Распечатать