Сделать стартовой Добавить в избранное
 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВАЛЕНТИНА КУКЛЕВА


САЙТ О ВРЕМЕНАХ И ЗНАКАХ
Панель управления
логин :  
пароль :  
   
   
Регистрация
Напомнить пароль?
   
Семантическая энциклопедия Валентина Куклева » Виды календарей » Армянский и древнеармянский календарь
Навигация по сайту
О сайте
Актуальные новости
Блог Хюбриса
Виды календарей
Визуальное мышление
Всё о книге
Другие люди
Книга Зелинского
Культурология
Лаборатория культуры
Мелос
Мистерия
Профетическое знание
Путеводитель по Москве
Работа с временем
Свобода
Симвология
Сотериология
Структурное знание
Фронезис
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ СИМВОЛОВ
Энциклопедия
эзотерической жизни
Расширенный поиск
Популярные статьи
Облако тегов
алеф, Алистер Кроули, альфа, анима, апокалиптика, Березина, большие проекты, брендование, видео, визуальное мышление, время, другие люди, Дугин, живой календарь, здоровье, календари, календарь, коучинг, маркетинг, мелоделамация, методология, неоевразийство, осознанность, петух, Путеводитель по Москве, работа с временем, религия актеров, самоисцеление, Сатья Саи Баба, семинары, символы, синхрония, синэргия, современная музыка, стилистика текста, стихи, творчество, трансгуманизм, футур полюс, часы

Показать все теги
Виды календарей : Армянский и древнеармянский календарь
 

 

Армянский и древнеармянский календарь

Следующий в нашем списке календарей – армянский, а начинает он свою историю с древнеармянского календаря.

 

Основным исследователем и составителем древне-армянского календаря считается Анания Ширакаци (VII век)  - прозванный Арифметиком. Историк, астроном, географ, автор работы «Космография и календарь» (48 глав).

 

По исследованиям Ширакаци время в древности измерялось лунными циклами, т.е. в Древней Армении пользовались лунным календарём. Свидетельства этого встречаются на многих армянских исторических памятниках – скульптурах и барельефах, где изображены солнце и луна. Но то, что календареведение как наука начала развиваться в языческое время, свидетельствует рукопись  Мовсеса Хоренаци (IX век н. э) — крупного армянского историка, автора «Истории Армении», где говорится, что царь  Арташес (189—160 г. до н. э.) большое внимание уделял изучению летоисчесления. Новый год в древности начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия и этот первый месяц года армяне связывали с солнцем, поэтому он и первый день каждого месяца назывался Арег, что означает Солнце. Позже Новый год стали отмечать 11 августа.

 

Но  традиционно началом древнеармянского календаря считается 2492 год до н.э., согласно легенде, это год победы Патриарха Айка над вавилонским  властителем Белом. С этой даты пошло не только летоисчисление Армении, но и было положено начало армянского народа, который по имени Патриарха был назван «айк». И в 2007 году , 11 августа армянский народ праздновал новый 4500 год по древнему календарю.

 

В языческие времена Армяне, называли дни недели, а было их 7,  по именам солнца, луны и известных тогда пяти планет.

1. Арегаки — Воскресенье

2. Лусни — Понедельник

3. Грат — Вторник

4. Пайлацу — Среда

5. Луснтаг — Четверг

6. Арусьяк — Пятница

7. Еревак — Суббота

 

Месяцев в древнеармянском календаре  было 13, как у персов и египтян. 12 месяцев по 30 дней и 13-й месяц по 5 или 6 дней в зависимости от года.

 

Каждый месяц этого календаря имел свое название, которое, как считают исследователи, пошло от имён 12 сыновей и дочерей Айка – Навасард, Ори, Сайми, Тре, Кахоц, Арац, Меекан, Арег, Аекан, Марери, Маргац, Хротиц, а 13 месяц назывался Авеляц.

Но не только месяцы, но и дни месяца имели каждый своё  название по именам  богов армянского пантеона.

Свои наименования имели и все 30 дней месяца – Арег, Ранд, Арам, Маргар, Айранк, Маздех, Астхик, Михр, Дзопабер, Мурц, Ерезкан, Ани, Пархар, Ванатур, Арамазд, Мани, Асак, Масис, Анаит, Арагац, Гргур, Кордуик, Цмак, Луснак, Црон или Спюр, Нпат, Ваагн, Сеин или Сим, Вараг, Гишеравар.

 

Также свои названия имели  24 часа дня, причём они разделялись на дневные и ночные: дневные - Айг, Цайг, Зайрацял (Зорацял), Чарагайтял, Шаравихял, Еркратес, Шантакох, Хракат, Урпайлял, Тахантял, Арагот, Арпох, а ночные часы – Хаварак, Ахджамухдж, Мтацял,  Шахавот, Камавот, Бакаван, Хотапял, Гизак (Гиджак), Лусакн (Лусагайн), Аравот, Лусапайл, Пайлацу.   Каждое из этих наименований отражало блики, характерные для данного часа дня или ночи. В современном армянском языке некоторыми из этих наименований  продолжают отмечаться те или иные часы дня или ночи (айг, ахджамухдж, аравот и др.).

В этих именах проявляется творческое единение с природой древних армян, описывая нежные оттенки небесного свода. Некоторые из этих названий сохранились до сих пор, указывая на время,например, айг - рассвет, ахджамухдж - сумерки, аравот - утро.

 

В 301 году от Р.Х. Армения приняла христианство и перешла со старого языческого календаря на новый Юлианский, принятый в 45 г. Р.Х. Юлием Цезарем. И вплоть до 1924года Армения жила по этому календарю, а после 1924 года перешла на Григорианский, так называемый «новый» стиль. Сейчас армяне, как и другие народы, пользуются григорианским календарём.

 

<<<     ОГЛАВЛЕНИЕ     >>>

 


Ключевые теги: календари
 
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 
   
 
 (голосов: 3)
Комментарии (0)  Распечатать